Трайбл - завораживающий танец
Что же такое Трайбл и Трайбл Фьюжн?
Человек неискушенный, впервые увидев выступление трайбл-танцовщиц, испытает смешанные чувства. Восхищение будет стоять рядом с недоумением: что это за танец, завораживающий и непонятный? Костюмы напоминают цыганские, индийские и, одновременно, испанские. Кажется, что веет востоком, но нет… группа танцовщиц больше похожа на сплоченное и независимое племя. И эти украшения… массивные… эклектичные. Движения лишь отчасти схожи с танцем живота. Что-то тут не так. Вернее все совсем не так, как в беллидансе. И верно, это – трайбл.
Для трайбла трудно подобрать исчерпывающее определение. Это скорее феномен среди танцев, настолько это творческий стиль. Чтобы понять тайну очарования трайбла, необходимо перелистать страницы его истории, вникнув в его философию.
Для трайбла трудно подобрать исчерпывающее определение. Это скорее феномен среди танцев, настолько это творческий стиль. Чтобы понять тайну очарования трайбла, необходимо перелистать страницы его истории, вникнув в его философию.
То, что происходит на сцене, глядя на танцовщицу трайбла преображает эмоции, заставляет испытывать какую-то гордую непокорность и вызывает желание встроиться в группу этих амазонок и дать своему телу свободу. Медленные движения рук танцовщиц, унизанных браслетами и патинированными кольцами, казались невыполнимыми. Завораживающая «змеиная» техника перекатывалась пластичной волной от кончиков пальцев к плечам и обратно, плавно переходила на грудь и преображалась в резкий отточенный акцент в области живота. Складывается ощущение, что не хватает лишь декораций: огромного костра… или индийского дворца…или индейских вигвамов по периметру. Принадлежность «племени» так и остается загадкой.
Четкие движения рук, гордо поднятая голова, постановка корпуса и независимый взгляд, нисколько не заигрывающий с залом, – это черты стиля, которые не дают перепутать трайбл ни с чем другим
Философия Трайбла
Мировоззрение трайбла исключает кокетство с публикой. Это танец глубинной страсти и независимости. Его главным отличием от беллиданса является настрой танцовщиц на получение удовольствия от танца и энергетической подпитки в первую очередь для самих себя. Они не презентуют себя залу, не озабочены пленением зрителя, они просто танцуют настолько завораживающий танец, что испытывают состояние, близкое к трансу. Трайбл ориентирован на внутренние эмоции танцующей женщины или группы, которая ощущает себя единым, по-женски могущественным, целым. Это стиль самовыражения, формирующий уверенную и раскрепощенную личность.
Движения трайбла основываются на принципе мышечной изоляции. Когда работают бедра, остальное остается статично. Движения бедер сменяют повторяющиеся круги или «восьмерки» грудью. Руки «живут» своей отдельной пластичной жизнью. Шаговые движение осуществляются на средних полупальцах с переходом на полную стопу. Когда узнаешь, что групповой трайбл – это импровизация на сцене (в American Tribal Style), вначале не перестаешь изумляться, ведь движения танцовщиц слаженны и синхронны. Танцовщицы могут солировать по очереди. Ярко выраженного лидера нет, но «племя» живет по своим невидимым законам и знакам, которые незаметно для зрителя подает солистка. Она импровизирует и решает, каков будет следующий шаг и движение группы, а едва уловимые повороты головы и жесты служат командами для всех.
Движения трайбла основываются на принципе мышечной изоляции. Когда работают бедра, остальное остается статично. Движения бедер сменяют повторяющиеся круги или «восьмерки» грудью. Руки «живут» своей отдельной пластичной жизнью. Шаговые движение осуществляются на средних полупальцах с переходом на полную стопу. Когда узнаешь, что групповой трайбл – это импровизация на сцене (в American Tribal Style), вначале не перестаешь изумляться, ведь движения танцовщиц слаженны и синхронны. Танцовщицы могут солировать по очереди. Ярко выраженного лидера нет, но «племя» живет по своим невидимым законам и знакам, которые незаметно для зрителя подает солистка. Она импровизирует и решает, каков будет следующий шаг и движение группы, а едва уловимые повороты головы и жесты служат командами для всех.
Рождение танца
Удивительно, но трайбл родился, как протест. И в этом смысле он обязан своим появлением стилю Cabaret Bellydance (или American Cabaret) – тому «голливудскому» беллидансу, который был весьма популярен в Соединенных Штатах в середине 20-го века и исполнялся в кафе, барах и ресторанах. Шифоновые юбочки, пояса и бра были привнесены в классический беллиданс именно Западом. Cabaret Bellydance практически стер то историческое и сакральное значение, которое имел беллиданс на Востоке. Можно сказать, что восточные танцы в Штатах были превращены в подобие стриптиза и усладу для мужчин. Но, то была Америка - перекресток многих культур и страна, где сильны феминистические настроения. В начале 60-х многие танцовщицы американского ресторанного беллиданса стали уходить из этого направления. Мнение общественности не слишком-то одобряло род их деятельности.
Но, то была Америка - перекресток многих культур и страна, где сильны феминистические настроения. В начале 60-х многие танцовщицы американского ресторанного беллиданса стали уходить из этого направления. Мнение общественности не слишком-то одобряло род их деятельности.
Одной из них, Джамиле Салимпур, претило само незаслуженное «унижение» восточного танца. Она горячо интересовалась танцевальным искусством Северной Африки и Среднего Востока и сделала первый шаг к сохранению и воссозданию того исконного танца, который был ветвью старинной глубокой, но вымирающей культуры. Отец Джамилы был военным, много ездил по странам Африки и Востока. Во многом по его рассказам, картинкам, книгам и фотографиям Джамила старалась воссоздать богатый образ танца. Технику она пыталась собрать, общаясь и записывая все со слов восточных эмигранток, работающих танцовщицами в американских ресторанах. Недостающую информацию заполнили её собственные фантазии и выдумки на эту тему.
С 1952 года Джамила начинает преподавать беллиданс, постепенно развивая свой метод и терминологию движений. А в 1969-м собирает труппу из 40 человек «Bal-Anat». Джамила видоизменяет танец, внося в него исконный египетский стиль и собственные творческие изыскания. На основе беллиданса она интерпретирует и показывает публике народные групповые и цыганские танцы Марокко, Алжира и Египта, и американские племенные танцы. Благодаря творческим поискам постепенно появилась и сложилась специфика движений будущего трайбла, его костюмы и татуировки. Сама Джамила не называла свое детище трайблом, а все так же именовала танцем живота. Однако, специфические движения, групповое танцевание, татуировки на лице и теле, эклектичные костюмы и фольклорные украшения создавали ощущение племенного танца. Впоследствии именно это название - «tribal», что в переводе с английского означает «племенной, принадлежащий какому-либо племени» и прижилось к новому эффектному направлению.
Одной из них, Джамиле Салимпур, претило само незаслуженное «унижение» восточного танца. Она горячо интересовалась танцевальным искусством Северной Африки и Среднего Востока и сделала первый шаг к сохранению и воссозданию того исконного танца, который был ветвью старинной глубокой, но вымирающей культуры. Отец Джамилы был военным, много ездил по странам Африки и Востока. Во многом по его рассказам, картинкам, книгам и фотографиям Джамила старалась воссоздать богатый образ танца. Технику она пыталась собрать, общаясь и записывая все со слов восточных эмигранток, работающих танцовщицами в американских ресторанах. Недостающую информацию заполнили её собственные фантазии и выдумки на эту тему.
С 1952 года Джамила начинает преподавать беллиданс, постепенно развивая свой метод и терминологию движений. А в 1969-м собирает труппу из 40 человек «Bal-Anat». Джамила видоизменяет танец, внося в него исконный египетский стиль и собственные творческие изыскания. На основе беллиданса она интерпретирует и показывает публике народные групповые и цыганские танцы Марокко, Алжира и Египта, и американские племенные танцы. Благодаря творческим поискам постепенно появилась и сложилась специфика движений будущего трайбла, его костюмы и татуировки. Сама Джамила не называла свое детище трайблом, а все так же именовала танцем живота. Однако, специфические движения, групповое танцевание, татуировки на лице и теле, эклектичные костюмы и фольклорные украшения создавали ощущение племенного танца. Впоследствии именно это название - «tribal», что в переводе с английского означает «племенной, принадлежащий какому-либо племени» и прижилось к новому эффектному направлению.
Новый виток в развитие трайбла внесла ученица Джамилы Салимпур Маша Арчер. Поскольку собственную труппу «The San Francisco Classic Dance Troupe» она основала, практически не научившись хореографической постановке, её танец во многом строился на свободной импровизации. Несмотря на то, что по признанию последователей, Маша обладала весьма посредственными преподавательскими способностями и грешила излишней эклектичностью в костюмах, именно благодаря ей трайбл ушел из баров и кабаре на уважаемые сцены.
Основоположницей классики трайбл-стиля стала преемница Маши Арчер Каролина Нериккио, которая создала и развила одну из наиболее ярких разновидностей трайбла American Tribal Style (ATS). В 1987 году ею была основана труппа «FCBD» (подробнее), которая в полной мере показывала стиль таким, какой он существует и сегодня, с четко выстроенной уникальной системой импровизации, переходами и движениями.
Маша Арчер и Каролина Нериккио (изучавшая катхак) привнесли в трайбл яркие индийские мотивы. Известно также, что формирование трайбла изначально происходило под сильным влиянием египетского фольклора, из которого основательницы стиля черпали идеи, технику, вдохновение и костюмы. Можно с уверенностью утверждать, что исторические корни трайбла лежат в танцах египетских цыган Ghawazee и культуре Среднего Алжира Ouled Nail – две древние ветви, которые сейчас почти утеряны. На сегодняшний день трайбл разветвился на несколько направлений, наиболее популярные из которых American Tribal Style (ATS) и Tribal Fusion.
В отличие от ATS, Трайбл Фьюжн (Tribal Fusion) – танец индивидуальный. Чаще всего его исполняют соло, но дуэты, трио и групповые постановки также нередки. Как говорят: кому мало одного трайбла, тот танцует трайбл фьюжн. Это направление основано на базе движений АТS с привнесенными элементами кабаре, бурлеск, латины, джаз-модерна, хип-хопа, брейка, фламенко и проч. Трайбл-фьюжн можно варьировать по своим предпочтениям бесконечно, сделать его страстным или холодным, быстрым или медленным, изысканным или агрессивным.
Костюмы и украшения в Трайбле
Не последнюю роль в формировании обособленной и яркой трайбл-культуры, существующей сегодня в мире, сыграли и колоритные костюмы, присущие этому танцу.
Фантастически красивые костюмы – одна из изюминок стиля. Мало какой танец может похвастаться таким безграничным разнообразием возможностей воплотить в костюме свою фантазию и позволить себе такую массу украшений оригинальных и броских. Настоящее царство эклектики - невообразимые комбинации элементов со всех концов света: Центральной Азии, Северной Африки, Среднего Востока и Индии.
Классическое сочетание в костюме для American Tribal Style – многослойная длинная юбка с воланами (или 2 юбки) в стиле фламенко и индийских цыган, и верх – индийская блуза или чоли, на которое сверху надевается расшитое монетами бра. Обязательно открытый живот и спина - костюм всегда состоит из двух деталей (верх и низ). Юбки шьются из тончайшего хлопка натуральных природных насыщенных оттенков. Руки танцовщиц либо полностью открыты, либо обтянуты узкими рукавами блузы, чтобы ничто не мешало видеть их изгибы и пластику. Под юбку иногда надевают шаровары, что и вовсе не оставляет намека на флирт. Поверх юбки – пояс с патинированными монетами, ракушками каури, зеркальцами, увесистыми кисточками и помпонами. В классическом исполнении на голову наматывался тюрбан, который украшался бусами, массивными серьгами и монетами. Сегодня тюрбан устарел и сменился на богатую прическу с убранными вверх волосами. Прическу обильно украшают цветами, декорируют платками, тканью и специальными украшениями из металла. В целом, в костюме для ATS преобладает фольклорная основа.
Трайбл фьюжн и в костюмах придерживается большей свободы и смешения стилей.
Дополнительный колорит танцовщицам придают татуировки и рисунки хной в стиле берберских племен, выполненные не только на теле, но и на лице. В макияже для АТС господствуют темная подводка для глаз и яркие темно-красные оттенки губной помады. Фьюжн часто использует макияж, напоминающий стиль вамп.
Украшения - отдельная тема трайбла: здесь страсть любой женщины к украшательству себя может утолиться в самой полной мере. Количество украшений, которые надевает танцовщица трайбла, в общем-то, ограничивается только её фантазией и идеей композиции.
Индийские серьги, широкие металлические браслеты на запястья и ноги (кованые, гравированные, с вкраплением самоцветов (бирюза, оникс) и подвесками), перстни, кулоны в этническом стиле. В кулонах и серьгах используется металл, кость, дерево, перья. Многие танцовщицы предпочитают украшения кучи – это настоящие старинные антикварные украшения берберских племен, которые жили на всей территории Северной Африки. На сегодняшний день их привозят из всех стран этого региона, чаще всего из Пакистана и Афганистана. Особое место занимают массивные ожерелья и колье, которые могут почти полностью закрывать шею и область декольте. Так трайбл уходит от темы соблазнения…
Автор материала Наталья Аминова
Фантастически красивые костюмы – одна из изюминок стиля. Мало какой танец может похвастаться таким безграничным разнообразием возможностей воплотить в костюме свою фантазию и позволить себе такую массу украшений оригинальных и броских. Настоящее царство эклектики - невообразимые комбинации элементов со всех концов света: Центральной Азии, Северной Африки, Среднего Востока и Индии.
Классическое сочетание в костюме для American Tribal Style – многослойная длинная юбка с воланами (или 2 юбки) в стиле фламенко и индийских цыган, и верх – индийская блуза или чоли, на которое сверху надевается расшитое монетами бра. Обязательно открытый живот и спина - костюм всегда состоит из двух деталей (верх и низ). Юбки шьются из тончайшего хлопка натуральных природных насыщенных оттенков. Руки танцовщиц либо полностью открыты, либо обтянуты узкими рукавами блузы, чтобы ничто не мешало видеть их изгибы и пластику. Под юбку иногда надевают шаровары, что и вовсе не оставляет намека на флирт. Поверх юбки – пояс с патинированными монетами, ракушками каури, зеркальцами, увесистыми кисточками и помпонами. В классическом исполнении на голову наматывался тюрбан, который украшался бусами, массивными серьгами и монетами. Сегодня тюрбан устарел и сменился на богатую прическу с убранными вверх волосами. Прическу обильно украшают цветами, декорируют платками, тканью и специальными украшениями из металла. В целом, в костюме для ATS преобладает фольклорная основа.
Трайбл фьюжн и в костюмах придерживается большей свободы и смешения стилей.
Дополнительный колорит танцовщицам придают татуировки и рисунки хной в стиле берберских племен, выполненные не только на теле, но и на лице. В макияже для АТС господствуют темная подводка для глаз и яркие темно-красные оттенки губной помады. Фьюжн часто использует макияж, напоминающий стиль вамп.
Украшения - отдельная тема трайбла: здесь страсть любой женщины к украшательству себя может утолиться в самой полной мере. Количество украшений, которые надевает танцовщица трайбла, в общем-то, ограничивается только её фантазией и идеей композиции.
Индийские серьги, широкие металлические браслеты на запястья и ноги (кованые, гравированные, с вкраплением самоцветов (бирюза, оникс) и подвесками), перстни, кулоны в этническом стиле. В кулонах и серьгах используется металл, кость, дерево, перья. Многие танцовщицы предпочитают украшения кучи – это настоящие старинные антикварные украшения берберских племен, которые жили на всей территории Северной Африки. На сегодняшний день их привозят из всех стран этого региона, чаще всего из Пакистана и Афганистана. Особое место занимают массивные ожерелья и колье, которые могут почти полностью закрывать шею и область декольте. Так трайбл уходит от темы соблазнения…
Автор материала Наталья Аминова
Супер-звёзды мирового Трайбла
Рейчел Брайс
Мира Бетц
Ками Лиддл и Зои Джейкс
Рейчел Брайс и Марди Лав
email: mail @ tribaldream.ru
© 2013 - 2022 Tribal Dream ИП Савицкая Л.И.